состоявший на вооружении армии Соединённого Королевства в 60-х и 70-х годах XX века. Сочетая в
себе высокую огневую мощь с мощным бронированием, «Чифтен» считался специалистами одним из сильнейших западных танков того времени. На этой машине также впервые установлено полулежачее кресло водителя — конструкция, позволившая значительно снизить высоту танка.
История создания и производства
Танки «Чифтен» явились логическим продолжением линии танков «Центурион», хорошо зарекомендовавших себя в различных военных конфликтах. Вторая мировая война привела к серьёзным изменениям в британской военной доктрине. В частности, после столкновений с хорошо защищёнными немецкими танками англичане поняли, что нельзя пренебрегать огневой мощью и бронированием в угоду маневренности.
Компания «Лейланд», вовлечённая в производство танка «Центурион», учла эти выводы при разработке прототипов дизайна нового танка, которые были затем отправлены в Военное министерство Великобритании. В начале 1960-х новый дизайн был утверждён, и в1967 году в производство поступила первая модификация машины. Танк «Чифтен» был разработан так, чтобы быть настолько защищённой машиной, насколько это только возможно. Огневая мощь также была поставлена во главу угла: на танке была установлена мощная нарезная 120-мм пушка; пушек с большим калибром на танках других западных стран в то время не было. Мощное бронирование было достигнуто за счёт ограничения маневренности танка. Недостаточная маневренность являлась также следствием ограниченных возможностей двигателя L60, установленного на танке; это явилось самым существенным недостатком новой машины. Двигатель, выбранный для установки, был многотопливным и при установке дал меньшую мощность, чем ожидалось. Изменения, внесённые в конструкцию двигателя, не смогли увеличить мощность до требуемой величины.
- Эксплуатация и боевое применение
Как и другие его европейские конкуренты, «Чифтен» широко экспортировался в другие государства, в основном в страны Ближнего Востока. В отличие от своего предшественника, танка «Центурион», «Чифтен» не был принят на вооружение другими государствами блока НАТО и Содружества наций.
«Чифтен» зарекомендовал себя как удачно скомпонованный и надёжный в бою танк. Ещё одно важное его преимущество заключалось в том, что танк обладал достаточным техническим заделом, позволяющим не только постоянно модернизировать его путём установки новых технических компонентов, но и подстраивать машину под требования местных театров военных действий. Танки «Чифтен» постоянно модернизировались до начала 1990-х годов, когда им на замену пришли танки «Челленджер», конструкция которых во многом была создана под влиянием дизайна «Чифтена». Последняя версия танка, использовавшаяся британской армией вплоть до 1995 года, включала в себя новую броню «стиллбрю», улучшенную систему управления огнём и термическую систему наблюдения у наводчика.
Танки «Чифтен» поставлялись по меньшей мере в шесть стран, в их числе Иран, Кувейт, Оман и Иордания.
В 1960-х годах было также достигнуто соглашение о продаже серии машин Израилю, но после Шестидневной войны, в 1969 году оно было отменено. Самая большая партия машин была продана в Иран: перед революцией 1979 года туда поступило около 1000 машин модификации Mk 5(P). События 1979 года прекратили дальнейшие поставки. Основным военным конфликтом, в котором применялись «Чифтены», стала ирано-иракская война, длившаяся с 1980 по 1988 год. В начале 1981 года приняли участие вкрупнейшем танковом сражении войны возле Дизфуля. 300 иранских «Чифтенов» и «Паттонов» сразились с 300 иракскими Т-62. Иранская атака была отбита: до 250 иранских танков было уничтожено и захвачено. Ирак потерял 45 танков Т-62. В ходе этих боев иранцы убедились, что 115-мм подкалиберные снаряды пушки У-5ТС, свободно пробивают лобовую броню «Чифтенов». Ксередине войны потери иранских «Чифтенов» составляли около 600 танков. В 1989 году Ирак продал Иордании 120 захваченных в войне «Чифтенов».
Также принимали участие в неудавшейся обороне Кувейта от иракской армии в 1990 году. 136 танков «Чифтен» MK5 было захвачено иракцами, всего лишь нескольким кувейтским танкам удалось уцелеть в войне. Трофейные танки прошли модернизацию и встали на вооружение Ирака.
Комментариев нет:
Отправить комментарий