Cоздан концерном GIAT (ныне Nexter) в 1980-е годы для замены устаревшего танка AMX-30. Серийное производство начато в 1992 году. По состоянию на 2010 год, дальнейшее производство «Леклерка» не ведётся. На момент 2011 года 354 танков этого типа состоят на вооружении Франции, ещё 388 находятся на вооружении армии Объединённых Арабских эмиратов. До появления южнокорейского K2 Чёрная Пантера и японского Тип 10 считался самым дорогостоящим ОБТ.
История создания и производства
Танк «Лекле́рк» (фр. Leclerc), производимый по заказу французского правительства фирмой GIAT Industries, получил наименование в память о генерале танковых войск времён Второй мировой войны Филиппе Мари де Отклоке, посмертно удостоенного званиямаршала Франции и прозванного «Леклерком» в честь французского военачальника конца XVIII века.
Спроектированный ещё в начале 1960-х, танк AMX-30 начал устаревать к середине 1970-х. В 1977 году французские инженеры, опираясь на анализ разработок AMX-30 и иностранных ОБТ («Леопард», «Меркава» и M1 «Абрамс»), предложили проект собственного ОБТ — «EPC» (фр. Engin Principal de Combat). После сворачивания в 1979 году совместной франко-германской программы разработки унифицированного танка на базе «Леопарда 2», Франция приступила к реализации национального проекта. В отличие от остальных западных аналогов, в нём особое внимание уделялось развитию систем активной защиты, позволяющих конструктивно уменьшить массу танка путём облегчения собственно брони.
В 1986 году было выпущено 6 опытных образцов нового танка «Леклерк». Финансовую помощь в подготовке танка оказали ОАЭ, заинтересованные в его закупках. В 1990 году с выпуском первой партии из 4 «Леклерков» началось серийное производство танка, поступившего на вооружение армии Французской республики в 1992 году. Вторая и третья партии (17 танков) были отозваны по причине выявления конструктивных дефектов. При выпуске четвёртой и пятой партии эти ошибки были учтены и исправлены. В следующей серии выпущенных танков (партии 6-9) особый упор делается на широкое применение электроники в танковых информационно-управляющих системах (ТИУС). Ранее выпущенные танки будут модернизированы в соответствии со стандартами девятой партии.
В 2004 году была представлена новая, десятая, модификация этих танков, отличающаяся новой ТИУС, распознающей дружественные отряды, и новой бронёй. В третьей серии, начинающейся с десятой партии, будет выпущено 96 танков. В 2007 годув строю находилось 355 танков, 320 из них были разделены на 4 полка по 80 единиц. Общая потребность французской армии в этих танках достигает 800—1000 единиц.
15 танков «Леклерк» несут службу в миротворческом контингенте в Косово. Ещё 13 будут отправлены в Южный Ливан.
Модификации
- «Блок 1» — первая партия из 50 танков, принятая на вооружение в 1992 году. По состоянию на 2010 год данные танки сняты с вооружения ВС Франции и предлагаются на экспорт.
- «Блок 2»:
- Лот.6 — установлен кондиционер;
- Лот.7 — усовершенствованна трансмиссия;
- Лот.8 — модернизированы электронные системы;
- Лот.9 — улучшенный прицел «Ирис» с большей дальностью обнаружения целей;
- Лот.10 — поступили на вооружения ВС Франции под обозначением S-XXI в 2007 году и состоят на вооружении четырех полков.
- «Тропик» — экспортная версия танка для ВС ОАЭ. Отличается от базовой модификации установкой высокоэффективного кондиционера, отсутствием оборудования подводного хода. Силовая установка заменена на 1500-сильный дизель MTU 883 с трансмиссией Ренк HSWL 295.
- AZUR (фр. Actions en Zone Urbaine) — модификация танка, оптимизированная для боевых действий в условиях города.Модификация была впервые представлена в 2006 году и включает:
- набор экранов для защиты от РПГ;
- комплект для защиты от коктейля Молотова и других зажигательных жидкостей;
- систему беспроводной связи с пехотой;
- систему на основе радара, предупреждающую зуммером об объектах в непосредственной близости от танка, находящихся в мертвой зоне панорамного прицела командира;
- дистанционно управляемый зенитный 7,62-мм пулемёт с системой управления огнём, способной обеспечить наведение днем и ночью;
- ящики на корме, закрепляемые на кронштейнах навесных топливных баков, предназначенные для размещения дополнительных припасов;
- громкоговоритель для объявлений гражданским лицам.
Описание конструкции
«Леклерк» имеет классическую компоновку, с расположением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. В отличие от подавляющего большинства западных основных боевых танков, на «Леклерке» применён автомат заряжания, что позволило сократить его экипаж до трёх человек — механика-водителя, наводчика и командира.
Броневой корпус и башня
Лобовые и боковые стенки корпуса и башни изготовлены из многослойной брони. Принципиальным шагом в обеспечении защищённости машины явилось использованье модульной конструкции бронирования лобовых частей корпуса и башни. Отдельные блоки брони с керамическими элементами могут быть легко заменены в полевых условиях при их повреждении или в случае модернизации.
Вооружение
Основным оружием «Леклерка» является 120-мм гладкоствольная пушка модели CN-120-26, имеющая длину ствола 52 калибров (6240 мм), снабжённая автоматом заряжания истабилизированная в двух плоскостях. В конструкцию башни также заложен запас для возможности установки перспективных танковых орудий калибра 140 мм.
Наведение пушки на цель осуществляется при помощи системы управления огнём (СУО), интегрированной в танковую информационно-управляющую систему. Система управления огнём включает в себя комбинированный прицел наводчика HL60, панорамный прицел командира HL70, перископические приборы наблюдения командира и наводчика, двухплоскостной стабилизатор пушки, автоматический метеопост, определяющий условия стрельбы, а также компьютер, обеспечивающий согласованную работу компонентов СУО и осуществляющий корректировку наводки с учётом данных метеопоста. Прицел наводчика состоит из дневного оптического канала с увеличением 3,3х и 10х, дневного телевизионного канала с увеличением 10х, ночного тепловизорного канала, лазерного дальномера и дульного визира. Прицел командира имеет лишь дневной оптический канал, с 2,5х и 10х увеличением, изображение ночного канала отводится с прицела наводчика. Система управления огнём позволяет командиру в дневных условиях вести самостоятельный поиск целей и передачу их на прицел наводчика.
Боекомплект пушки составляет 40 унитарных выстрелов, из которых 22 находятся в автомате заряжания, а ещё 18 находятся в барабанной боеукладке в отделении управления, и могут быть перемещены наводчиком в автомат заряжания по мере расходования боеприпасов в нём. «Леклерк» использует ассортимент из бронебойно-подкалиберных и кумулятивных, выполняющих также роль осколочных, снарядов французской разработки, взаимозаменяемых с боеприпасами к 120-мм пушке «Рейнметалл». Автомат заряжания размещается в кормовой части башни в изолированном отсеке, снабжённом вышибными панелями и представляет собой ленточный конвейер, обеспечивающий пушке техническую скорострельность до 15 и практическую — до 10-12 выстрелов в минуту. С места и в движении.
Заряжание конвейера автомата заряжания (АЗ) осуществляется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки – вращающегося барабана на 18 выстрелов, смонтированного в корпусе справа от механика-водителя. При этом нет необходимости сортировать снаряды по типам, поскольку автомат снабжен считывающим устройством, которое подсоединено к процессору, способному распознать не менее пяти типов боеприпасов.
Автомат заряжания отделен от мест командира и наводчика бронестенками, что повышает безопасность экипажа и живучесть танка. Помимо удобства пополнения АЗ как снаружи, так и изнутри французский агрегат обладает еще одним преимуществом перед советскими аналогами — он приспособлен под любые типы боеприпасов, в то время как АЗ Т-64, Т-72 и их модификаций не позволяют разместить в них современные выстрелы с удлиненными подкалиберными снарядами.
Средства наблюдения и связи
В комплексе, составляющем единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС), имеются бортовая ЭВМ, связанная с основными агрегатами танка и дублирующая вычислитель управления огнем; электронная автоматика управления двигателем, коробкой передач, автоматом заряжания, противопожарной системой и др.; навигационная инерциальная система с коррекцией от спутникового комплекса «Навстар»; система связи с телефонным и факсимильным режимами на базе УКВ-радиостанции PR4TG и псевдослучайным перескоком рабочей частоты, защищающим от помех и РЭБ противника, что обеспечивает засекреченность связи и затрудняет ее пеленгацию. ТИУС выдает экипажу данные о местонахождении танка, оптимальных маршрутах, работе узлов, расходе боеприпасов, топлива, ведет приемопередачу информации с другими танками и КП о состоянии машины и тактической обстановке. Все данные выводятся в виде буквенно-цифровых символов, бланков и карт на цветные дисплеи, что позволяет отказаться от множества контрольных приборов и упростить работу танкистов. Принципиальным является объединение всех электронных систем машины в единую сеть, которая, подобно нервной системе живого организма, призвана управлять всеми составляющими боевой машины.
Ее основой служит единая шина цифровых данных, имеющая 32 входных канала. К ней подключены и блоки системы управления огнём (СУО), состоящей из двухплоскостного стабилизатора пушки; бортового автоматического метеопоста, фиксирующего атмосферное давление, температуру воздуха, скорость и направление ветра; перископических приборов наблюдения командира и наводчика; подвижного панорамного прицела командира HL70 с круговым обзором и гиростабилизированным полем зрения, имеющим тепловизионный и оптический каналы с 2,5- и 10-кратным увеличением; комбинированного прицела наводчика HL60, включающего лазерный дальномер, дневной оптический канал с 3,3- и 10-кратным увеличением, дневного телевизионного канала с 10-кратным увеличением и ночного канала тепловизора «Атос» (его отвод выдает изображение и на командирский прицел); дульного визира.
Всеми элементами управляет ЭВМ СУО с двумя процессорами, выдающая данные и учитывающая поправки для стрельбы, а также контролирующая работу узлов. Благодаря быстродействию агрегатов, СУО достигает готовности к бою через минуту после включения, позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью до 36 км/ч, а с места за одну минуту поразить шесть разных целей. Командир может продолжать поиск целей при ведении огня, передавая их на прицел наводчика.
С СУО сопряжены восемь перископических приборов командира, обеспечивающих круговой обзор, и три — наводчика, не только служащих для наблюдения, но и для наведения пушки. Обнаружив цель с любой стороны, нажатием кнопки на приборе можно автоматически развернуть башню и пушку в направлении его линии визирования. Для учета изгиба ствола при нагреве служит контролирующая система динамического согласования линии прицеливания с осью ствола. Луч лазера малой мощности на бронемаске пушки отражается зеркалом над дульным срезом и принимается датчиком на башне, оценивающим уход ствола, который компенсирует СУО. Начинка «Леклерка» может служить воплощением мысли о том, что лень способствует прогрессу: так, механику-водителю для запуска двигателя достаточно одного нажатия кнопки, электроника ведет постоянный контроль за силовой установкой, цифровой процессор управляет фрикционами и коробкой передач с переключением скоростей за доли секунды без прерывания передаваемой мощности. При снаряжении автомата заряжания нет необходимости подавать снаряды разных типов в заданной последовательности — считывающее устройство самостоятельно выберет нужный, прокручивая конвейер. О неисправностях и изменении обстановки экипажу голосом сообщит речевой информатор, имеющий в запасе памяти 600 команд. Результатом высокой насыщенности рабочих мест электроникой с множеством пультов, экранов и окуляров («как внутри телевизора») был растиражированный в технических журналах курьез — фотографии непривычно выглядевшего боевого отделения то и дело появлялись перевернутыми вверх ногами! Эргономику обитаемых отделений можно определить как «технический гуманизм». Сиденья из негорючей синтетики поглощают вибрацию и имеют регулировку, все прицелы оснащены удерживающей голову амортизирующей лентой, предохраняющей лицо от ударов. Круговой обзор с командирского места и сектор 160° у наводчика предоставляют танкистам значительно большие возможности в бою (в том числе и по сравнению с отечественным подходом, считающим достаточными всего три командирских прибора наблюдения с ограниченным полем зрения). В экипаж «Леклерка» допускаются танкисты ростом до 182 см (176 см для механика-водителя). Для удобства членов экипажа крышу башни и верх корпуса не забыли покрыть шероховатым рифленым пластиком, по которому не скользит обувь.
После модернизации тепловизор «Атос»,стал обеспечивать дальность обнаружения целей типа танка до 5000 м ночью и в плохую погоду.
Двигатель и трансмиссия
На «Леклерке» устанавливается V-образный 8-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения, производства финской фирмы Wärtsilä, модели V8X 1500, развивающий максимальную мощность в 1500 л.с. при 2500 об/мин. V-8X оснащён турбокомпрессором «Гипербар», приводимым отдельным газотурбинным двигателем, который может использоваться также независимо от основного двигателя для привода электрогенератора. Двигатель размещается в моторно-трансмиссионном отделении танка вдоль его продольной оси и скомпонован в единый блок с системами охлаждения и трансмиссией. Трансмиссия «Леклерка» включает в себя пятиступенчатую автоматическую гидромеханическую коробку передач модели ESM500, бортовые механизмы поворота и тормоза. Проработанное размещение и крепление блока силовой установки позволяют осуществлять его замену всего за 30 минут. Следует заметить, что «Леклерк» — единственный в мире танк с силовой установкой «Гипербар». Наддув дизеля происходит не от выхлопных газов (турбонаддув), а приводом от отдельной турбины. Благодаря данной прогрессивной конструкции французы получили отличные тяговые характеристики, экономичность и малые размеры МТО.
Ходовая часть
Ходовая часть «Леклерка» с каждого борта состоит из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, поддерживающих катков, ленивца и расположенного в корме ведущего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная, гидропневматическая. Узлы подвески вынесены из броневого корпуса для высвобождения пространства в последнем и облегчения обслуживания подвески. Гусеница «Леклерка» — цевочного зацепления, шириной 635 мм, с резинометаллическим шарниром, обрезиненной беговой дорожкой и съёмными резиновыми башмаками для передвижения по дорогам с твёрдым покрытием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий