Израиль начал разрабатывать свой танк в 1972 году, разработка затянулась до 1977 года, когда для прессы были переданы первые подробности и фотоснимок опытного образца танка
“Меркава”. Первый публичный показ танка состоялся в июле 1979 года, в день независимости Израиля, на центральном стадионе города Иерусалим. На конструкцию танка “Меркава” оказало влияние то, что израильтяне предпочитают вести оборонительные действия с позиций, подготовленных на скатах высот. В результате этого способа ведения огня предполагается высокая вероятность попаданий снарядов в район башни.
“Меркава”. Первый публичный показ танка состоялся в июле 1979 года, в день независимости Израиля, на центральном стадионе города Иерусалим. На конструкцию танка “Меркава” оказало влияние то, что израильтяне предпочитают вести оборонительные действия с позиций, подготовленных на скатах высот. В результате этого способа ведения огня предполагается высокая вероятность попаданий снарядов в район башни.
Поэтому при разработке нового танка основная цель состояла в переносе на возможно большую величину боевого отделения из башни в корпус, а также в уменьшении фронтального силуэта самой башни.
Другим фактором, который оказал влияние на конструкцию танка, явилось, как уже говорилось выше, требование израильтян о наибольшей вероятности выживания экипажа. По этой причине экипаж разместили ниже и сзади, двигатель и трансмиссия установлены впереди и защищены тяжелой литой броневой деталью, с внутренней стороны которой на некотором удалении установлена вторая броневая плита толщиной 60 мм. Полость между ними занимает топливный бак. Позади двигателя находится еще одна броневая перегородка толщиной в 20 мм. Таким образом, экипажу была обеспечена достаточная защита от фронтальных попаданий. Толстобронный корпус является единой отливкой. Большая часть составных элементов башни также отлита, из сварных плит состоит только передняя часть башни, которая сужается у ствола пушки.
Вооружение
Для упрощения материально-технического обеспечения на вооружение танка была принята 105-мм американская пушка М68 (лицензионный вариант английской L7A1). Однако башня танка сконструирована таким образом, что при необходимости в ней могла быть установлена пушка большего калибра. Боекомплект танка “Меркава” составляет 62 выстрела, однако при необходимости, так сказать в перегруз, его можно увеличить до 85 выстрелов. В боекомплект входят выстрелы с пятью типами снарядов: бронебойно-подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный с деформируемой головной частью, с готовыми поражающими элементами и дымовой.
Специально для танка “Меркава” на основе американского БПС М735 был разработан бронебойно-подкалиберный с отделяющимся поддоном, стабилизированным оперением, со скользящим ведущим пояском М111 “Хец” (Стрела). Вольфрамовый сердечник этого снаряда диаметром 33 мм, по заявлениям израильских специалистов фирмы IMI, на дальности 2000 метров побивает стальную преграду толщиной 150 мм, расположенную под углом в 60 град.
Слева от пушки установлен спаренный с ней 7,62-мм пулемет, В качестве дополнительного вооружения для борьбы с пехотой противника и низколетящими воздушными целями помимо спаренного пулемета на крыше башни на специальных кронштейнах могут устанавливаться 2 дополнительных пулемета FN MAG, с левой и правой стороны башни. Боекомплект всех трех пулеметов составляет 2000 патронов. Также в качестве дополнительного усиления огневой мощи на многих танках устанавливался дополнительный крупнокалиберный пулемет М2НВ. Пулемет размещен на маске пушки, и наводится вместе с ней. После того как положительно была оценена эффективность применения противопехотных 60-мм минометов, установленных на танках М60. было принято решение оснастить ими и первые “Меркавы”. Они крепились к правому борту башни у командирского люка. На “Меркаве Мк 2” подобные минометы уже входили в штатное вооружение танка. Миномет находится в левой передней части башни перед люком заряжающего, который мог вести стрельбу из него, не высовываясь из танка. Основную часть боекомплекта миномета составляют осветительные и дымовые мины.
Защита
Конструкция башни имеет оригинальное решение. Большая ее часть защищена двумя слоями разнесенной литой стальной брони. В передней части, между двумя броневыми стенками (толщина каждой 76 мм), имеется промежуток примерно такого же размера, служащий для размещения патронных коробок к пулеметам. После первых боев в Ливане в 1982 году выяснилось, что принятая компоновка бронирования башни неэффективна и не обеспечивает должной защиты.
Поэтому на модернизированном варианте танка Мк 2 в качестве усиления бронирования башни были установлены дополнительные листы, крепящиеся к башне болтами, а для защиты кормы от ПТУР и гранат РПГ использовали оригинальное решение, стальные шары, висящие на цепях. Для этих же целей на башне установили большую кормовую нишу, к которой они крепились.
Отличительной особенностью башни также являются приваренные с правой стороны небольшие ребра, предназначенные для захвата пуль и осколков снарядов и предотвращения их рекошетирования в прицельные приспособления. Дополнительную защиту от флангового огня обеспечивают бортовые экраны. Они крепятся на корпусе вдоль борта танка, которые при забитии ходовой части грязью или песком могут выдвигаться в стороны. Экраны первых серийных танков “Меркава Мк 1” несколько отличались от тех, что были установлены на опытном образце, показанном в 1977 году. Экраны опытного образца танка были разделены в горизонтальной плоскости на две части, из которых верхняя могла поворачиваться наружу при заполнении ходовой части посторонними предметами. Доработке также подверглись и экраны танка “Меркава Мк 2”. Сложность их обслуживания предопределило их изменение в сторону упрощения, помимо того боевые действия 82-го года показали, что расстояние от бортового экрана, “Меркавы Мк 1”, до боковой части корпуса танка недостаточно для рассеивания кумулятивной струи при попадании в борт гранаты ПГ-7В от гранатомета РПГ-7. Поэтому в модификации “Мк 2” это расстояние увеличили на 50 мм за счет установки эллиптических рессор, к которым крепились бортовые экраны, что также способствовало уменьшению забиваемости ходовой части грязью и посторонними предметами.
Кроме мощной лобовой защиты, танк “Меркава” отличается от танков, стоящих на вооружении Израиля, еще рядом мероприятий, разработанных для обеспечения выживаемости экипажа при попадании в танк, они включают: систему противопожарной защиты, система ППО может быть задействована снаружи танка ручным способом, соответствующий рычаг находится в левой передней части корпуса; задние двери, через которые экипаж может быстро покинуть танк; размещение боеприпасов внизу кормовой части корпуса, как наименее подверженной поражению. Таким образом, реализация израильской танковой доктрины привела к созданию большой, тяжелой машины с достаточно мощной броневой защитой в передней части танка и просторным боевым отделением. Боевое отделение может использоваться для транспортировки военнослужащих и имущества, а также обеспечивать эвакуацию с поля боя раненых.
Конструкция башни имеет оригинальное решение. Большая ее часть защищена двумя слоями разнесенной литой стальной брони. В передней части, между двумя броневыми стенками (толщина каждой 76 мм), имеется промежуток примерно такого же размера, служащий для размещения патронных коробок к пулеметам. После первых боев в Ливане в 1982 году выяснилось, что принятая компоновка бронирования башни неэффективна и не обеспечивает должной защиты.
Поэтому на модернизированном варианте танка Мк 2 в качестве усиления бронирования башни были установлены дополнительные листы, крепящиеся к башне болтами, а для защиты кормы от ПТУР и гранат РПГ использовали оригинальное решение, стальные шары, висящие на цепях. Для этих же целей на башне установили большую кормовую нишу, к которой они крепились.
Отличительной особенностью башни также являются приваренные с правой стороны небольшие ребра, предназначенные для захвата пуль и осколков снарядов и предотвращения их рекошетирования в прицельные приспособления. Дополнительную защиту от флангового огня обеспечивают бортовые экраны. Они крепятся на корпусе вдоль борта танка, которые при забитии ходовой части грязью или песком могут выдвигаться в стороны. Экраны первых серийных танков “Меркава Мк 1” несколько отличались от тех, что были установлены на опытном образце, показанном в 1977 году. Экраны опытного образца танка были разделены в горизонтальной плоскости на две части, из которых верхняя могла поворачиваться наружу при заполнении ходовой части посторонними предметами. Доработке также подверглись и экраны танка “Меркава Мк 2”. Сложность их обслуживания предопределило их изменение в сторону упрощения, помимо того боевые действия 82-го года показали, что расстояние от бортового экрана, “Меркавы Мк 1”, до боковой части корпуса танка недостаточно для рассеивания кумулятивной струи при попадании в борт гранаты ПГ-7В от гранатомета РПГ-7. Поэтому в модификации “Мк 2” это расстояние увеличили на 50 мм за счет установки эллиптических рессор, к которым крепились бортовые экраны, что также способствовало уменьшению забиваемости ходовой части грязью и посторонними предметами.
Кроме мощной лобовой защиты, танк “Меркава” отличается от танков, стоящих на вооружении Израиля, еще рядом мероприятий, разработанных для обеспечения выживаемости экипажа при попадании в танк, они включают: систему противопожарной защиты, система ППО может быть задействована снаружи танка ручным способом, соответствующий рычаг находится в левой передней части корпуса; задние двери, через которые экипаж может быстро покинуть танк; размещение боеприпасов внизу кормовой части корпуса, как наименее подверженной поражению. Таким образом, реализация израильской танковой доктрины привела к созданию большой, тяжелой машины с достаточно мощной броневой защитой в передней части танка и просторным боевым отделением. Боевое отделение может использоваться для транспортировки военнослужащих и имущества, а также обеспечивать эвакуацию с поля боя раненых.
Меркава с катковым минным тралом
Система управления огнем
Требования израильтян к системе управления огнем танка “Меркава” были не такие строгие как, например, к системам танков М1 или “Леопард 2”. Они считали, что мощная броневая защита позволит танку подходить к противнику ближе и, следовательно, действовать с более высокой степенью вероятности попадания в зависимости от дальности. Октябрьская война 1973 года показала, что средняя дальность стрельбы для танков была гораздо меньше, чем было принято считать как на Западе, так впрочем и у нас. Например, в пустыне Синая большинство танковых боев проходило на дальностях 1000 метров, а на Голанских высотах среднее расстояние цели от танка составляло лишь 300 метров. Система управления огнем танка “Меркава Мк 1”, именуемая “Матадор 1”, включала в себя баллистический вычислитель и лазерный дальномер и по существу являлась аналогом системы СУО М60А1 с введением в вычислитель дополнительных баллистик на боеприпасы израильского производства. На первых серийных танках вооружение, как и на американской машине, не было стабилизировано. Возможность ведения огня с ходу первоначально не являлось основным требованием израильтян к СУО танка, считающих ее второстепенной по сравнению со стрельбой с места. Израильские танки должны были занимать свои позиции на скатах высот по возможности до боя. На модернизированном танке “Меркава Мк 2” была установлена СУО “Матадор 2”, состоящая из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного, а не аналогового, как на Мк 1, баллистического вычислителя и лазерного дальномера. Последним может пользоваться как наводчик, так и командир танка.
Система управления огнем
Требования израильтян к системе управления огнем танка “Меркава” были не такие строгие как, например, к системам танков М1 или “Леопард 2”. Они считали, что мощная броневая защита позволит танку подходить к противнику ближе и, следовательно, действовать с более высокой степенью вероятности попадания в зависимости от дальности. Октябрьская война 1973 года показала, что средняя дальность стрельбы для танков была гораздо меньше, чем было принято считать как на Западе, так впрочем и у нас. Например, в пустыне Синая большинство танковых боев проходило на дальностях 1000 метров, а на Голанских высотах среднее расстояние цели от танка составляло лишь 300 метров. Система управления огнем танка “Меркава Мк 1”, именуемая “Матадор 1”, включала в себя баллистический вычислитель и лазерный дальномер и по существу являлась аналогом системы СУО М60А1 с введением в вычислитель дополнительных баллистик на боеприпасы израильского производства. На первых серийных танках вооружение, как и на американской машине, не было стабилизировано. Возможность ведения огня с ходу первоначально не являлось основным требованием израильтян к СУО танка, считающих ее второстепенной по сравнению со стрельбой с места. Израильские танки должны были занимать свои позиции на скатах высот по возможности до боя. На модернизированном танке “Меркава Мк 2” была установлена СУО “Матадор 2”, состоящая из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного, а не аналогового, как на Мк 1, баллистического вычислителя и лазерного дальномера. Последним может пользоваться как наводчик, так и командир танка.
Бронировка прицела наводчика Меркавы Mk2
Подвижность
Почти на всех израильских танках установлены дизельные двигатели AVDS-1790 фирмы “Теледайн Континенталь”, хорошо освоенные в войсках, в качестве силовой установки для танка “Меркава” был выбран именно этот тип двигателя. Мощности серийного образца для 60-тонной машины было недостаточно, поэтому двигатель форсировали до 900 л.с.
Ходовая часть для танка “Меркава” была специально разработана английской фирмой с участием израильских специалистов, которые предложили за основу ходовую часть танка “Центурион”. На каждом борту имеется по шесть опорных катков, которые попарно соединены с узлами подвески. Из-за перегруженной передней части танка передний каток первой тележки был усилен ребрами жесткости. Так как израильтяне сделали выбор в пользу подвески танка “Центурион” (особенно благодаря ее противоминной стойкости), то вопрос об использовании торсионной подвески при проектировании танка не возникал. При анализе выбора подвески было обращено внимание на то, что торсион может быть поврежден в результате взрыва мины до такой степени, что замена его в полевых условиях сопряжена со значительными трудностями. Танк “Меркава” имеет подвеску со спиральными пружинами, которая избавлена от недостатков более старых подвесок типа “тележка” и обеспечивает ход опорных катков более 120 мм, что оказывает положительное влияние на условия вождения по пересеченной местности. Кроме того, одним из положительных моментов, определивший выбор именно на этот тип подвески, явилось то, что узел подвески крепится к корпусу четырьмя болтами и может быть легко заменен при повреждении.
Танк оснащен гусеницами с открытым металлическим шарниром, заимствованными с танка “Центурион”, так как они обладали более высокой надежностью в сравнении с американскими образцами. Гусеница состоит из 110 траков шириной 640 мм.
Модификации:
“Меркава Симан 1” (“Меркава Мк.1”)
Первая модель. Двигатель “Теледайн Континенталь” AVDS-1790-6A в 908-л.с., гидромеханическая полуавтоматическая трансмиссия “Аллисон” CD850-6BX, 105-мм нарезная пушка М68 (производится фирмой ИМИ по американской лицензии), СУО “Матадор Мк.1”
“Меркава Симан 1 Бет” (“Меркава Мк.1В”)
Частичная модернизация уже построенных Мк.1 до уровня Мк.2. На корзину на корме башни навешан противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; по-видимому, СУО “Матадор Мк.1” модернизирована до уровня Мк.2. В то же время на башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался во внешнем исполнении (на правом борту башни), на корме корпуса нет корзин для имущества (выполняют роль противокумулятивных экранов).
“Меркава Симан 2” (“Меркава Мк.2”)
Вторая модель, запущенная в серийное производство. СУО “Матадор Мк.2”, новые бортовые экраны, новая автоматическая трансмиссия израильского производства (фирма “Ашот”), дополнительное бронирование башни, миномёт во внутреннем исполнении и др.
“Меркава Симан 2 Бет” (“Меркава Мк.2В”)
Сменила Мк.2 в серийном производстве, имеет усовершенствованную СУО (в её состав введён тепловизор.
“Меркава Симан 2 Бет дор Далет” (“Меркава Мк.2В с бронёй 4-го поколения”)
Модернизация ранее построенных “Меркава Мк.2В”; основное отличие - дополнительное бронирование корпуса и башни т.н. “бронёй 4-го поколения” (“дор” на иврите - “поколение”). “Меркава Мк.1” имела броню 1-го поколения, Мк.2 - второго, а Мк.3 - третьего. Танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса (над местом механика-водителя).
Другим фактором, повышающим выживаемость танка “Меркава Мк 3” на поле боя, явилось применение датчиков обнаружения РЛС миллиметрового диапазона и лазерного излучения, которое используют расчеты противотанковых средств, передовые авианаводчики для подсветки авиационных боеприпасов, применяемых против танков. Это дает экипажу танка время на принятие решения об использовании средств маскировки или противодействия при помощи штатного вооружения.
Примененное на “Мк 3” 120-мм орудие MG251 является вариантом западногерманской 120-мм системы, отличие состоит в том, что израильтяне разработали малогабаритное противооткатное устройство и усовершенствовали эжектор. Для израильской пушки могут быть использованы как американские, так и немецкие боеприпасы. Количество выстрелов, в сравнении с вариантом танка со 105-мм пушкой, уменьшено до 48 выстрелов. Дополнительное вооружение аналогично варианту “Меркава” Мк 2.
Система управления огнем нового танка схожа по составу и архитектуре построения с СУО танка М1 “Абрамc”. Командир танка имеет отводы оптических ветвей дневного и ночного каналов прицела наводчика. В последнем используется встроенный лазерный дальномер и вертикальная стабилизация поля зрения прицела. Командир имеет возможность брать управление огнем на себя и при помощи как своего перископического прибора наблюдения, так и основного прицела, давать целеуказание наводчику. Электрогидравлические приводы наведения орудия танка на “Меркаве Мк 3” заменены на электромеханические, имеется ручной дублированный привод. На предыдущих “Меркавах” ручного механического привода не было (приводы наведения пушкой были заимствованы у М60А1). Отсутствие независимого подъемного механизма делало систему наведения ранних “Меркав” ненадежной. Отказ в работе, повреждения общих для ручного и основного наведения гидравлических приборов или утечка масла из гидросистемы наведения в бою приводили к утрате огневой эффективности танка. Поэтому на “Мк 3” ввели механические приводы наведения пушкой.
Подвижность танка повышена за счет установки 1200-сильного двигателя AVDS-1790-9AR фирмы “Теледайн Континенталь” форсированного до 1200 л.с. и усовершенствованной гидромеханической трансмиссии.
На танке Mk 4 установлена 120-мм гладкоствольная пушка. Заряжание пушки обеспечивается полуавтоматической системой, которая выбирает один тип боеприпаса из нескольких, включающих новые перспективные 120-мм снаряды с высокой пробивной способностью.
Подвижность
Почти на всех израильских танках установлены дизельные двигатели AVDS-1790 фирмы “Теледайн Континенталь”, хорошо освоенные в войсках, в качестве силовой установки для танка “Меркава” был выбран именно этот тип двигателя. Мощности серийного образца для 60-тонной машины было недостаточно, поэтому двигатель форсировали до 900 л.с.
Ходовая часть для танка “Меркава” была специально разработана английской фирмой с участием израильских специалистов, которые предложили за основу ходовую часть танка “Центурион”. На каждом борту имеется по шесть опорных катков, которые попарно соединены с узлами подвески. Из-за перегруженной передней части танка передний каток первой тележки был усилен ребрами жесткости. Так как израильтяне сделали выбор в пользу подвески танка “Центурион” (особенно благодаря ее противоминной стойкости), то вопрос об использовании торсионной подвески при проектировании танка не возникал. При анализе выбора подвески было обращено внимание на то, что торсион может быть поврежден в результате взрыва мины до такой степени, что замена его в полевых условиях сопряжена со значительными трудностями. Танк “Меркава” имеет подвеску со спиральными пружинами, которая избавлена от недостатков более старых подвесок типа “тележка” и обеспечивает ход опорных катков более 120 мм, что оказывает положительное влияние на условия вождения по пересеченной местности. Кроме того, одним из положительных моментов, определивший выбор именно на этот тип подвески, явилось то, что узел подвески крепится к корпусу четырьмя болтами и может быть легко заменен при повреждении.
Танк оснащен гусеницами с открытым металлическим шарниром, заимствованными с танка “Центурион”, так как они обладали более высокой надежностью в сравнении с американскими образцами. Гусеница состоит из 110 траков шириной 640 мм.
Модификации:
“Меркава Симан 1” (“Меркава Мк.1”)
Первая модель. Двигатель “Теледайн Континенталь” AVDS-1790-6A в 908-л.с., гидромеханическая полуавтоматическая трансмиссия “Аллисон” CD850-6BX, 105-мм нарезная пушка М68 (производится фирмой ИМИ по американской лицензии), СУО “Матадор Мк.1”
“Меркава Симан 1 Бет” (“Меркава Мк.1В”)
Частичная модернизация уже построенных Мк.1 до уровня Мк.2. На корзину на корме башни навешан противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; по-видимому, СУО “Матадор Мк.1” модернизирована до уровня Мк.2. В то же время на башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался во внешнем исполнении (на правом борту башни), на корме корпуса нет корзин для имущества (выполняют роль противокумулятивных экранов).
“Меркава Симан 2” (“Меркава Мк.2”)
Вторая модель, запущенная в серийное производство. СУО “Матадор Мк.2”, новые бортовые экраны, новая автоматическая трансмиссия израильского производства (фирма “Ашот”), дополнительное бронирование башни, миномёт во внутреннем исполнении и др.
“Меркава Симан 2 Бет” (“Меркава Мк.2В”)
Сменила Мк.2 в серийном производстве, имеет усовершенствованную СУО (в её состав введён тепловизор.
“Меркава Симан 2 Бет дор Далет” (“Меркава Мк.2В с бронёй 4-го поколения”)
Модернизация ранее построенных “Меркава Мк.2В”; основное отличие - дополнительное бронирование корпуса и башни т.н. “бронёй 4-го поколения” (“дор” на иврите - “поколение”). “Меркава Мк.1” имела броню 1-го поколения, Мк.2 - второго, а Мк.3 - третьего. Танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса (над местом механика-водителя).
“Меркава Симан 3” (“Меркава Мк.3”)
Несмотря на эффективную подвеску танка, мощности форсированного двигателя все же явно не хватало. Поэтому для израильского командования, в связи с появлением нового поколения русских танков в Сирийской армии, вопрос об усовершенствовании “Меркавы” встал на первое место. Частичным решением вопроса стало появление “Меркавы Мк 2”. Однако было ясно, что нужно искать другой путь, в частности, повышения защищенности танка, так как установка более мощного двигателя и нового 120-мм орудия было делом решенным. Для этого на новом танке, названном “Меркава Мк 3”, применили так называемую “модульную броню”, крепящуюся к танку специальными болтовыми соединениями. В составе “специальной брони” используется многослойное бронирование. При выходе из строя такой брони в результате попадания снарядов противника она может быть легко заменена в полевых условиях на другую. Учитывая опыт боев в Ливане, где часть танков была безвозвратно потеряна из-за детонации боеприпасов после попадания противотанковой гранаты в корму машины, где находится почти весь боезапас, на “Мк 3” установили в уязвимых частях кормы танка, там, где находятся отсеки ФВУ (слева) и аккумуляторных батарей (справа) и где нет практически никакого бронирования, специальные корзины. Снаружи они прикрыты алюминиевыми пластинами, а внутри их может перевозиться ЗИП или другое имущество. Бортовые экраны по конструкции аналогичны версии “Мк 2”, только дополнительно с внутренней стороны, до середины экрана, крепится броневой лист толщиной 25 мм.
Несмотря на эффективную подвеску танка, мощности форсированного двигателя все же явно не хватало. Поэтому для израильского командования, в связи с появлением нового поколения русских танков в Сирийской армии, вопрос об усовершенствовании “Меркавы” встал на первое место. Частичным решением вопроса стало появление “Меркавы Мк 2”. Однако было ясно, что нужно искать другой путь, в частности, повышения защищенности танка, так как установка более мощного двигателя и нового 120-мм орудия было делом решенным. Для этого на новом танке, названном “Меркава Мк 3”, применили так называемую “модульную броню”, крепящуюся к танку специальными болтовыми соединениями. В составе “специальной брони” используется многослойное бронирование. При выходе из строя такой брони в результате попадания снарядов противника она может быть легко заменена в полевых условиях на другую. Учитывая опыт боев в Ливане, где часть танков была безвозвратно потеряна из-за детонации боеприпасов после попадания противотанковой гранаты в корму машины, где находится почти весь боезапас, на “Мк 3” установили в уязвимых частях кормы танка, там, где находятся отсеки ФВУ (слева) и аккумуляторных батарей (справа) и где нет практически никакого бронирования, специальные корзины. Снаружи они прикрыты алюминиевыми пластинами, а внутри их может перевозиться ЗИП или другое имущество. Бортовые экраны по конструкции аналогичны версии “Мк 2”, только дополнительно с внутренней стороны, до середины экрана, крепится броневой лист толщиной 25 мм.
Другим фактором, повышающим выживаемость танка “Меркава Мк 3” на поле боя, явилось применение датчиков обнаружения РЛС миллиметрового диапазона и лазерного излучения, которое используют расчеты противотанковых средств, передовые авианаводчики для подсветки авиационных боеприпасов, применяемых против танков. Это дает экипажу танка время на принятие решения об использовании средств маскировки или противодействия при помощи штатного вооружения.
Примененное на “Мк 3” 120-мм орудие MG251 является вариантом западногерманской 120-мм системы, отличие состоит в том, что израильтяне разработали малогабаритное противооткатное устройство и усовершенствовали эжектор. Для израильской пушки могут быть использованы как американские, так и немецкие боеприпасы. Количество выстрелов, в сравнении с вариантом танка со 105-мм пушкой, уменьшено до 48 выстрелов. Дополнительное вооружение аналогично варианту “Меркава” Мк 2.
Система управления огнем нового танка схожа по составу и архитектуре построения с СУО танка М1 “Абрамc”. Командир танка имеет отводы оптических ветвей дневного и ночного каналов прицела наводчика. В последнем используется встроенный лазерный дальномер и вертикальная стабилизация поля зрения прицела. Командир имеет возможность брать управление огнем на себя и при помощи как своего перископического прибора наблюдения, так и основного прицела, давать целеуказание наводчику. Электрогидравлические приводы наведения орудия танка на “Меркаве Мк 3” заменены на электромеханические, имеется ручной дублированный привод. На предыдущих “Меркавах” ручного механического привода не было (приводы наведения пушкой были заимствованы у М60А1). Отсутствие независимого подъемного механизма делало систему наведения ранних “Меркав” ненадежной. Отказ в работе, повреждения общих для ручного и основного наведения гидравлических приборов или утечка масла из гидросистемы наведения в бою приводили к утрате огневой эффективности танка. Поэтому на “Мк 3” ввели механические приводы наведения пушкой.
Подвижность танка повышена за счет установки 1200-сильного двигателя AVDS-1790-9AR фирмы “Теледайн Континенталь” форсированного до 1200 л.с. и усовершенствованной гидромеханической трансмиссии.
Первые танки “Меркава Мк 3” начали поступать в бронетанковые части Армии Обороны Израиля в начале 1990 года по цене за один экземпляр 2,3 млн. долларов. Танк “Меркава” никуда не экспортировался. Сейчас у Израиля 1,050 “Меркава-2” и 700 “Меркава-3”.
“Меркава Симан 3 Бет” (“Меркава Мк.3В”)
Сменила Мк.3 в серийном производстве, имеет усовершенствованную броневую защиту.
“Меркава Симан 3 Бет Баз” (“Меркава Мк.3В Баз”)
Сменила Мк.3В в серийном производстве. Основное отличие от Мк.3В новая СУО “Баз” (коммерческое название - “Knight Mk.3”). На иврите “Баз” означает “Сокол” (или Сверкающая молния). Среди прочего, “Баз” способна сопровождать выбранную движущуюся цель в автоматическом режиме, что резко повышает вероятность их поражения и позволяет танку довольно эффективно бороться даже с низколетящими вертолётами, используя обычные снаряды. Кроме этого, в СУО включён независимый панорамный прицел командира.
“Меркава Симан 3 Бет” (“Меркава Мк.3В”)
Сменила Мк.3 в серийном производстве, имеет усовершенствованную броневую защиту.
“Меркава Симан 3 Бет Баз” (“Меркава Мк.3В Баз”)
Сменила Мк.3В в серийном производстве. Основное отличие от Мк.3В новая СУО “Баз” (коммерческое название - “Knight Mk.3”). На иврите “Баз” означает “Сокол” (или Сверкающая молния). Среди прочего, “Баз” способна сопровождать выбранную движущуюся цель в автоматическом режиме, что резко повышает вероятность их поражения и позволяет танку довольно эффективно бороться даже с низколетящими вертолётами, используя обычные снаряды. Кроме этого, в СУО включён независимый панорамный прицел командира.
“Меркава Симан 3 Бет Баз дор Далет” (“Меркава Мк.3В Баз с бронёй 4-го поколения”)
“Меркава Мк.3 Баз” с модульной бронёй новой конфигурации. Внешне легко отличаема от предыдущих моделей по выступающим в стороны модулям брони на бортах башни. Новые цельнометаллические опорные катки.
“Меркава Симан 4” (Меркава Мк.4)
Новый ОБТ, “Меркава” Mк 4 был впервые представлен публике в 2002. К 2004г. первый батальон, вооружённый этими танками, стал боеготовым, а к 2005г. на “Меркава-4” будет полностью перевооружена одна из регулярных бронетанковых бригад. Первая часть, получившая на вооружение танк «Меркава» Мк 4 рота батальона "Шелах" 401-й бригады "Иквот ха-Барзель". В почсследствии бригада перевооружается на Мк 4 полностью.
На танке “Меркава” Mк 4 установлен дизельный двигатель V-12 мощностью 1500 л.с. – улучшение по сравнению с силовой установкой танка Mk 3 мощностью 1200 л.с. Компоненты двигателя производятся фирмой MTU Германии, собираются по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems в США и затем экспортируются в Израиль как силовая установка GD 883. Двигатель размещен в передней части корпуса, два топливных бака размещены в кормовой части танка и один – в передней части.
На танке “Меркава” Mк 4 установлен дизельный двигатель V-12 мощностью 1500 л.с. – улучшение по сравнению с силовой установкой танка Mk 3 мощностью 1200 л.с. Компоненты двигателя производятся фирмой MTU Германии, собираются по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems в США и затем экспортируются в Израиль как силовая установка GD 883. Двигатель размещен в передней части корпуса, два топливных бака размещены в кормовой части танка и один – в передней части.
На танке Mk 4 установлена 120-мм гладкоствольная пушка. Заряжание пушки обеспечивается полуавтоматической системой, которая выбирает один тип боеприпаса из нескольких, включающих новые перспективные 120-мм снаряды с высокой пробивной способностью.
Танк Mk 4 больше танка Mk 3 и имеет лишь один люк в башне, который используется командиром. Представитель промышленности заявил, что башня была усовершенствована после того, как на модели Mk 3 были обнаружены проблемы со стабилизацией.
Система управления огнем танка “Меркава” Мk 4 включает усовершенствованный телевизионный и тепловизионный каналы и автоматический прибор сопровождения цели, и стабилизированный панорамный прицел. В кормовой части танка установлена камера для обеспечения водителю заднего вида при маневрировании танка.
Для улучшения обзора при боевых действиях в городских условиях на танке «меркава» Мк4 установлена новая командирская башенка.
Для улучшения обзора при боевых действиях в городских условиях на танке «меркава» Мк4 установлена новая командирская башенка.
Представители министерства обороны заявили, что ключевым качеством танка “Меркава” остается его защита, включая системы опознавания и предупреждения об угрозе электромагнитного облучения. Они сообщили, что танк Mk 4 оснащен специальной модульной броней, которой впервые защищена башня. Каждый из 48 снарядов, размещенных в танке Mk 4, упакован в защитный контейнер для предотвращения взрыва в случае попадания в танк.
После атак со стороны палестинцев, во время которых два танка “Меркава” Mk 3 были уничтожены минами, днище корпуса танка Mk4 было оснащено дополнительной защитой.
После атак со стороны палестинцев, во время которых два танка “Меркава” Mk 3 были уничтожены минами, днище корпуса танка Mk4 было оснащено дополнительной защитой.
На танке “Меркава” Мk 4, как и на ее предшественниках, установлено модульное бронирование башни. В случае поражения одного из модулей он может быть заменен без выполнения долговременного ремонта.
Также преимуществом модульного бронирования является простота его модернизации при необходимости усовершенствовать бронезащиту танка.
Также преимуществом модульного бронирования является простота его модернизации при необходимости усовершенствовать бронезащиту танка.
На танке Меркава 4 впервые в зарубежном танкостроении был установлен комплекс активной защиты Trophy. Комплекс активной защиты “Trophy” предназначен для защиты танка от противотанковых управляемых ракет и гранат противотанковых гранатометов.
Режим работы комплекса автоматический и сопровождение целей радиолокационное. Защищаемый сектор 360 град.
Режим работы комплекса автоматический и сопровождение целей радиолокационное. Защищаемый сектор 360 град.
Четыре радиолокационные станции, расположенные по периметру башни непрерывно излучает в близлежащее пространство электромагнитные волны. На дальности в несколько десятков метров РЛС обнаруживает нападающий противотанковый боеприпас и выдает команду на его уничтожениеКомплекс активной защиты Trophy совместного производства израильской фирмы
RAFAEL / IAI Elta предназначается прежде всего для установки на новый танк «Меркава» Мк4. Кроме того комплекс может быть установлен и на более легки машинв, например БМП «Бредли» и «Страйкер».
Система закуплена армией США для использования в Ираке, на боевой машине «страйкер» и танке «Абрамсы».
Расчетная стоимость танка 3,7 млн. долларов за единицу. Расчетная стоимость КАЗ “Trophy” не более 10% стоимости танка.
RAFAEL / IAI Elta предназначается прежде всего для установки на новый танк «Меркава» Мк4. Кроме того комплекс может быть установлен и на более легки машинв, например БМП «Бредли» и «Страйкер».
Система закуплена армией США для использования в Ираке, на боевой машине «страйкер» и танке «Абрамсы».
Расчетная стоимость танка 3,7 млн. долларов за единицу. Расчетная стоимость КАЗ “Trophy” не более 10% стоимости танка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий